Государственно-общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета. Дело в том, что современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным. Оно должно быть открытым.
Государственно-общественное управление образованием развивается на основе таких принципов как; открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление, и изменяется по нескольким направлениям; снижение степени централизации управления самообразованием, переход к договорным отношениям, повышение роли инноваций, развитие общественных инициатив в сфере образования.
За последние годы много сделано для того, чтобы образование имело общественную направленность. В первую очередь, это заслуга руководителей учреждений образования, педагогов, родителей, общественных организаций и средств массовой информации.
Мы понимаем, без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будет весьма проблематичными. Действительно:
выбор тех или иных образовательных программ невозможен без их обсуждения с родителями (общегородские родительские собрания для родителей будущих первоклассников, родителей учащихся старших классов и т.д.);
решение вопросов воспитания духовно-нравственных, гражданских качеств – совместное дело образования и общества;
создание профильных классов, введение предметов школьного компонента, определение перспектив развития учреждения – эти и другие вопросы требуют общественного обсуждения. Только в этом случае происходит согласование позиций, бесконфликтное решение проблем.
Исходя из сказанного выше, в целях реализации Закона Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 16.10.2006 №104 – ОЗ «О государственного – общественном управлении в сфере общего образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» для усиления влияния общества на качество общего образования, повышения эффективности деятельности сферы общего образования, ее открытости для общественности, населения города в 2009 году в городе Югорске создан и функционирует в настоящее время Муниципальной совет по образованию города Югорска, а также в городе созданы и зарегистрированы 14 управляющих советов в муниципальных образовательных учреждениях (100%). Деятельность управляющих советов закреплена в планах работы, утверждаемых председателями управляющих советов. Председателями управляющих советов образовательных учреждений являются представители родительской общественности.
Муниципальный совет по образованию в городе Югорске осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным постановлением администрации города Югорска от 28.02.2011 № 319.
Деятельность Совета основывается на принципах коллегиальности принятия решений, гласности. В состав Совета входят педагогические работники, родители, обучающиеся, представители органов местного самоуправления, представители общественности, представители от управляющих советов образовательных учреждений. Председатель муниципального совета - Клыкова Анита Георгиевна, директор Югорского филиала Санкт – Петербургского электротехнического университета, заместитель председателя – Соколова Виктория Адольфовна, ведущий юрисконсульт-руководитель юридической группы Управления материально – технического снабжения и комплектации ООО Газпром Трансгаз Югорск, член управляющего совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3».
Основными задачами Совета являются:
-
определение основных направлений развития системы образования города Югорска;
-
содействие в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования, содействие в предоставлении дополнительного образования детям на территории города Югорска;
-
содействие созданию и деятельности образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях развития и совершенствования образования, общественных объединений участников образовательного процесса и иных граждан, заинтересованных в развитии образования, благотворительных организаций, содействующих муниципальной системе образования.
К основным полномочиям Совета относятся:
-
согласование программ развития системы образования города Югорска;
-
заслушивание и согласование ежегодного публичного отчета Управления образования администрации города Югорска и представление его общественности города;
-
разработка мероприятий и программ содействия общественности, общественных объединений и благотворительных организаций в создании здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в муниципальных образовательных учреждениях;
-
организация и проведение общественного наблюдения деятельности муниципальных образовательных учреждений в случаях, определенных действующим законодательством.
В 2011 году муниципальный совет осуществлял свою деятельность с утвержденным планом работы, проведено 4 заседания.
Рассмотрены вопросы:
- Представление программы развития муниципальной системы образования на 2011-2013 годы
- Согласование публичного доклада Управления образования о состоянии и развитии муниципальной системы образования за 2010 год
- Готовность образовательных учреждений к введению ФГОС начального общего образования. |
- Государственно-общественное управление муниципальной системой образования: реальное участие и перспективы развития.
- Итоги учебного года системы образования города |
- Результаты подготовки ОУ к новому учебному году
- Утверждение регламента работы совета. |
- Итоги реализации программы развития системы образования в 2011 году.
- Результаты деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений в 2011 году. |
В соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р
Управлением образования совместно с членами Муниципального совета разработан план первоочередных действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в городе Югорске.
Модернизация общего образования в 2011 году осуществлялась на основе реализации долгосрочной целевой программы в части введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, решения вопросов обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений, развития кадрового потенциала.
Члены муниципального совета приняли активное участие в разработке долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Югорска на 2011 – 2013 годы».
Заслушан и после внесения корректив, согласован публичный доклад Управления образования о результатах системы образования за 2010 год.
Представители муниципального совета активно принимали участие в работе экспертной комиссии при Управлении образования, при их непосредственном участии проведена экспертиза 3-х программ развития муниципальных образовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №3», «Средняя общеобразовательная школа №5», Детско – юношеский центр «Прометей»
Представителями муниципального совета по образованию города Югорска проведена оценка информационного сопровождении государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9,11(12) классов. В ходе оценки в каждом муниципальном общеобразовательном
учреждении были просмотрены информационные стенды, сайты, протоколы родительских и классных собраний, проведено анкетирование обучающихся 9, 11(12)-х классов. Осуществлялось общественное наблюдение за процедурой итоговой аттестации.
Муниципальный совет по образованию города Югорска принимал участие в работе городского августовского совещания педагогических работников, на котором была освещена роль муниципального Совета по образованию в решении вопросов развития образования города Югорска.
Без представителей Совета не проходит ни одно конкурсное мероприятие в системе образования. Особые слова благодарности хочется сказать членам муниципального совета, которые постоянно и активно участвуют в работе конкурсных комиссий: Клыковой Аните Георгиевне-председателю Совета, Корчагину Александру Викторовичу, Соколовой Виктории Адольфовне, Дубровскому Геннадию Петровичу, Мамонтовой Антонине Васильевне. Корчагин Александр Викторович – председатель управляющего совета Лицея им.Г.Ф.Атякшева в 2012 году стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший школьный управляющий».
Члены муниципального совета принимают активное участие в организации различных мероприятий, осуществляемых Управлением образования и образовательными учреждениями, таких как:
-
городская декада правовых знаний и здорового образа жизни «Подросток и закон»;
-
городское мероприятие для поддержки и сопровождения одаренных детей «Познавательно - творческая сессия олимпийцев»;
-
городские родительские собрания.
На заседании муниципального совета рассматривался вопрос о готовности образовательных учреждений к введению ФГОС начального общего образования.
Представителями муниципального совета принимают активное участие в работе комиссии по приемке образовательных учреждений к новому учебному году. Обсуждаются вопросы организации питания, проводится оценка эффективности организации питания в образовательных учреждениях.
Принимают участие в технической экспертизе материалов педагогов - претендентов на премию Губернатора автономного округа.
Результатами совместной деятельности муниципального совета, Управления образования и муниципальных образовательных учреждений являются:
-
эффективная реализация долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Югорска на 2011 – 2013 годы», (а именно: впервые с целью поддержки молодых специалистов проведен конкурс на премию Главы города Югорска «Признание». Определены три победителя, каждый из которых получил премию в размере 50 тысяч рублей. Разработан и реализуется проект «Одаренные дети», организована муниципальная образовательная сеть по предпрофильной подготовке и профильному обучению.);
-
проведение государственной (итоговой) аттестации в соответствии с действующим законодательством;
-
введение новых федеральных образовательных стандартов в начальной школе;
-
разработка проекта муниципальной оценки качества образования, основными задачами которого являются: оценка состояние муниципальной системы образования и динамики ее развития; выявление положительных и отрицательных тенденции в развитии муниципальной системы образования, а также эффективности качества оказываемых услуг; определение стратегических и тактических действия по предупреждение негативных тенденций в муниципальной системе образования; создание здоровой конкурентной среды через рейтингование образовательных учреждений; принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования в муниципальной системе образования;
-
новая традиция - городской праздник «Последний школьный звонок».
Таким образом, наш муниципальный совет по образованию имеет положительный опыт работы в решении перспективных вопросов развития образования города, считаю, что его работу в 2011 году можно признать удовлетворительной.
В 2012 году мы планируем больше внимания уделять работе органов государственно-общественного управления образовательных учреждений, привлекать их к участию в решении перспективных вопросов развития образования города. В этом году проведем заседание муниципального Совета совместно с Управляющими советами образовательных учреждений. Познакомимся с инновационными процессами в учреждениях, с публичными докладами за 2011 год, заслушаем отчет о работе, а также вместе обсудим проблемы образовательного учреждения.
В 2012 году нам предстоит повысить активность и эффективность работы нашего муниципального совета по образованию, продолжить практику самоанализа и самооценки своей работы; обеспечить открытость своей деятельности, информирование общественности о планах и результатах работы, организацию «обратной связи».
Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Это образование должно быть качественным, доступным и эффективным, отвечающим социальной, экономической ситуации в нашей стране, в городе. Для достижения поставленной цели перспективы ближайших лет естественно будут связаны с вопросами государственно-общественного управления - управления, которое в ходе реализации национального проекта «Образование», региональных, муниципальных целевых программ позволит поддержать наши приоритеты по отношению к каждому ребенку, это: предоставление каждому ребенку права на получение дошкольного образования; обновление содержания образования в рамках перехода на новый ФГОС, востребованное дополнительное образование; проектные технологии основной школы; профильное обучение старшей школы, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.